Поправки к Федеральному закону от 27.06.2011 61-ФЗ «О национальной платежной системе» введены для усиления борьбы с переводами без согласия клиента (антифрод). Кроме того, введена ответственность банков и других операторов, проигнорировавших сведения из антифрод-базы ЦБ РФ.
Так, ранее существующий перечень критериев расширился, в него включили три новых пункта, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения переводов злоумышленникам.
Теперь приостановка операций должна происходить в случае, если:
- перечисления происходят на счета, по которым уже совершались мошеннические действия, - даже в случае, когда информации о мошенниках нет в соответствующей базе;
- есть информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств;
- имеются данные от сторонних организаций, свидетельствующие о мошеннических операциях. Это может быть информация от сотовых операторов о том, что перед денежным переводом клиент вел продолжительные телефонные разговоры с незнакомыми абонентами и (или) получал большое количество сообщений с неизвестных номеров, в том числе в мессенджерах и (или) по электронной почте;
- получатель средств числится в базе данных Банка России;
- устройства, с использованием которых производится перевод, находится в указанной базе данных;
- характер, параметры и объем проводимой операции не соответствует обычным операциям клиента (например, не совпадает устройство, с помощью которого она выполняется).
Ответственность оператора за игнорирование сведений из антифрод-базы ЦБ РФ
Если у оператора будет информация из антифрод-базы, однако, он совершит подозрительный перевод без соблюдения указанных выше правил, оператор обязан полностью возместить клиенту - физлицу сумму операции. Срок – 30 дней после получения заявления клиента.
Переводы, на которые не распространяются антифрод-правила
Описанные правила не распространяются на переводы:
- зарплаты и иных доходов с ограниченным размером удержаний в рамках исполнительного производства;
- выплат, на которые нельзя обратить взыскание.
Банкам предстоит создать сервисы, позволяющие клиентам определить подозрительные звонки, а также разработать антивирусные программы, которые помогут уберечь граждан от хищения денег. При этом, рекомендуется учитывать особеннсти различных категорий граждан, в том числе социально уязвимых (пожилые люди, инвалиды и другие).